Наркологические учреждения
-
Информация
В Республике Узбекистан целью терапии наркологических заболеваний является достижение стойких ремиссий и профилактика рецидивов у лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. Это возможно только на основе системного подхода и комплексного проведения лечебно-реабилитационных мероприятий.
В этой связи в практику наркологических учреждений республики поэтапно внедряется модель оказания наркологической помощи, основанной на целостном подходе к удовлетворению потребностей наркозависимых в медицинских, психологических и социальных услугах, которая должна обеспечить повышение качества и эффективности терапевтических мероприятий, расширение перечня услуг, увеличение доступа наркопотребителей к лечебно-профилактическим программам. Составными элементами модели являются детоксикация, медикаментозное купирование постабстинентных расстройств, стационарная и амбулаторная реабилитация и противорецидивная терапия. Вмешательства реализуются в строго определенной последовательности, с постепенным переводом пациента со стационарного на амбулаторный этап лечения. Конечная цель – психологическая адаптация пациента к жизни без наркотиков и его реинтеграция в общество.
Согласно ст. 34 Закона «Об охране здоровья граждан», для лечения больных наркоманией и токсикоманией применяются средства и методы, разрешённые Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. Разрешённые методы закреплены в «Стандартах диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации наркологических больных». При организации наркологической помощи соблюдаются её основные принципы:
-
доступность оказания наркологической помощи (стационарная, амбулаторная, в условиях дневного стационара и др.);
-
равные возможности доступа к получению квалифицированной медицинской помощи;
-
гарантированный анонимный учёт (анонимность, конфиденциальность);
-
многоуровневость организации наркологической помощи;
-
экспертная деятельность (экспертизы на предмет установления диагноза, наркотического опьянения, употребления психоактивных веществ, необходимости направления на принудительное лечение);
-
консультативные функции;
-
дифференцированный мониторинг наркологической ситуации;
-
координация, контроль и законодательное обеспечение процессов регулирования деятельности системы наркологической помощи населению.
В Республике Узбекистан действует система наркологического учёта, включающая диспансерный учёт и профилактическое наблюдение наркопотребителей.
Лица, допускающие немедицинское потребление психоактивных веществ, обращаются добровольно или направляются судебно-следственными органами, а также медицинскими учреждениями в наркологические учреждения государственной системы здравоохранения для медицинского освидетельствования.
В случае установления диагноза наркотической зависимости они подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических подразделениях. Диагноз может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом-наркологом на основании тщательного обследования.
В случае несогласия с диагнозом наркотической зависимости гражданин может обратиться с жалобой в вышестоящие органы здравоохранения или в суд.
Решение о постановке на диспансерный учет принимается врачебно-консультативной комиссией наркологического учреждения. Диспансерный учет осуществляется по месту жительства наркопотребителя в территориальном наркологическом учреждении.
Исключение составляют лица, добровольно обратившиеся за наркологической помощью в кабинеты анонимного лечения. В этих случаях диспансерное наблюдение за пациентами не проводится.
Пациенты с течением заболевания без ремиссии и лица, впервые обратившиеся за наркологической помощью, в амбулаторных условиях осматриваются не реже 1 раза в месяц. За время диспансерного наблюдения пациенты должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае наступления стойкой ремиссии устанавливается срок диспансерного учета продолжительностью 3 года. На первом году ремиссии пациент осматривается 1 раз в месяц, на втором году ремиссии – 1 раз в 2 месяца, на третьем году – 1 раз в 3 месяца.
Диспансерный учет прекращается по следующим причинам:
-
стойкая ремиссия (3 года полного воздержания от любых психоактивных веществ, включая алкоголь);
-
изменение места жительства с выездом за пределы территории, обслуживаемой наркологическим учреждением;
-
осуждение с лишением свободы на срок более 1 года;
-
смерть.
Снятие с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии наркологического учреждения, в котором наблюдался пациент.
В случаях употребления наркотиков без клинических признаков зависимости, наркопотребители подлежат профилактическому наблюдению. Целью профилактического наблюдения является предупреждение формирования наркотической зависимости. Осмотры наркопотребителей, состоящих на профилактическом учете, производятся не реже 1 раза в месяц. При полном отказе от употребления наркотиков и отсутствии признаков зависимости срок профилактического наблюдения ограничивается 1 годом. В случае продолжения наркопотребления и формирования синдрома зависимости от наркотика пациент переводится на диспансерный учет.
В настоящее время наркологическая служба Минздрава представлена следующими специализированными учреждениями: Республиканским наркологическим центром, 15 наркологическими диспансерами (13 из них имеют стационарные отделения), 2 наркологическими стационарами, 7 наркологическими отделениями в составе психиатрических больниц. Во всех областных районах действуют наркологические кабинеты при центральных районных поликлиниках.
Также, наркологическую помощь населению оказывают клиники с частной формой собственности.
Головным учреждением специализированной наркологической службы выступает кафедра наркологии и подростковой психопатологии Ташкентского института усовершенствования врачей (ТашИУВ), осуществляющее методическое управление в службах наркологической помощи.
Учитывая современное развитие наркологии, в республике осуществляется поэтапный переход от сугубо медицинской к реабилитационной (медико-психолого-социальной) модели оказания наркологической помощи.
В этой связи Министерством здравоохранения в наркологических диспансерах организованы отделения медико-социальной реабилитации, внедряются амбулаторные и стационарные реабилитационные программы, специальные методы психотерапии.
В программах медико-социальной реабилитации, которые внедрены в наркологические учреждения используются следующие психотерапевтические техники:
-
манипулятивная психотерапия;
-
мотивационное консультирование;
-
групповая рациональная психотерапия, информационные группы, групповые тренинги (коммуникативный, сенситивный, ассертивный, креативный, стрессоустойчивости, телесно-ориентированный, противорецидивный), арт-терапия, континуальная психотерапия, аутотренинг, медитации, холотропное дыхание, трансактный анализ, гештальт-терапия, культ-терапия, эмоционально-стрессовая терапия, семейная психотерапия, психодиагностическое тестирование. Ведётся работа с созависимыми.
В реабилитационные программы принимаются все пациенты, обратившиеся за помощью при наличии установленного диагноза зависимости от наркотических и других психоактивных веществ с различным уровнем реабилитационного потенциала. Так, для больных со средним реабилитационным потенциалом используются компоненты реабилитационной программы, помогающие достигнуть более или менее продолжительной ремиссии и восстановление личностного статуса. А для больных с низким реабилитационным потенциалом – снижение вреда и минимизация негативных последствий (первый этап программы).
Критериями для приёма пациентов, зависимых от психоактивных веществ в программы медико-социальной реабилитации являются:
-
предварительное прохождение курса детокс-терапии;
-
наличие мотивации клиента на избавление от химической зависимости;
-
отсутствие у пациентов контагиозных инфекций (диагноз ВИЧ/СПИД не является препятствием для участия в программах);
-
отсутствие состояний, требующих экстренных терапевтических вмешательств.
Программы медико-социальной реабилитации включают: психотерапевтический и психологический блоки, терапию средой, занятостью, работу с семьёй.
Также при проведении медико-социальной реабилитации для определения потребности наркозависимых в социальной помощи используется стандартизированный, полуструктурированный, многопрофильный инструмент скрининга и оценки – «ИТЗ – индекс тяжести зависимости». ИТЗ предназначен для облегчения сбора информации о медицинских и социальных проблемах пациента, более точной оценки характера и тяжести проблем, адекватного выбора вмешательств, повышения эффективности социальной помощи.
Для реализации программ в наркологических диспансерах организованы реабилитационные бригады (состав: врач-нарколог, психотерапевт, клинический психолог, социальный работник).
Контроль над качеством лечебной помощи наркопотребителям обеспечивается Министерством здравоохранения и его территориальными управлениями. Негосударственные организации не вовлечены в процесс обеспечения качества лечебной помощи.
Качество лечебной помощи оценивается квалифицированными специалистами-наркологами путем непосредственного знакомства с организацией лечебно-реабилитационного процесса, состоянием материально-технической базы, укомплектованностью кадрами, обеспеченностью лекарственными средствами и медицинской техникой. Проводятся тщательное изучение первичной медицинской документации (историй болезни, амбулаторных карт и др.), статистической отчетности, отражающей показатели эффективности лечения, опросы и осмотры больных с целью проверки адекватности выбранного комплекса лечебных мероприятий и их соответствия утвержденным стандартам диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации.
Кроме того, в республике введена система балльной оценки (по 4-х балльной шкале) эффективности деятельности наркологических и реабилитационных учреждений республики.
В соответствии с утвержденной инструкцией ежегодно проводится оценка эффективности по всем основным видам деятельности на всех уровнях организационной структуры наркологической службы, начиная с районных кабинетов и заканчивая Республиканским наркологическим центром.
Для определения общей оценки эффективности наркологической помощи региона предварительно проводится оценка эффективности помощи каждому больному, состоящему на диспансерном наблюдении, с учетом медицинских и социальных показателей.
Медицинские показатели включают эффективность раннего выявления, лечения, медико-социальной реабилитации и профилактики осложнений наркотической зависимости. Социальные показатели включают оценку уровня трудовой и семейной адаптации, профилактику антисоциального поведения.
В последующем оценивается эффективность деятельности каждого врача, амбулаторной и стационарной службы каждого наркологического диспансера, а также СЛПУ. В случае анонимного лечения балльная оценка его эффективности проводится на основании анкетирования больных и их родственников. Выводится общая оценка эффективности наркологической службы района, города, области, республики.
Для понимания принципа данной системы, например можно оценить эффективность амбулаторной помощи больным наркоманиями и токсикоманиями – аспект эффективности вторичной профилактики (профилактика формирования зависимости у лиц, состоящих в группе профилактического учёта):
-
прекращение приёма ПАВ – 1 балл
-
продолжение эпизодического приёма ПАВ – 2 балла
-
переход от эпизодического приёма к регулярному употреблению ПАВ без формирования зависимости – 3 балла
-
формирование (в отчётном году) зависимости от ПАВ – 4 балла.
Участковый нарколог определяет соответствующий балл для каждого лица из группы профилактического учёта. Полученные баллы суммируются, выводится общий балл для всех состоящих на профилактическом учёте. Сумма баллов делится на число лиц в группе учёта, если полученное от деления число:
-
<1 балла – эффективность оценивается как высокая;
-
>1 < 2 баллов – средняя эффективность;
-
>2 баллов – низкая эффективность;
-
достигает 4 баллов – нулевая эффективность.
Действующая нормативно-правовая база, регламентирующая оказание наркологической помощи в Республике Узбекистан включает следующие нормативные акты:
-
Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» от 29 августа 1996 года обеспечивает гарантии прав граждан на охрану здоровья со стороны государства, защиту от дискриминации при любых заболеваниях, включая наркозависимость. Провозглашает принцип доступности медицинской помощи для всех слоев населения, закрепляет право на информированное добровольное согласие на проведение медицинского вмешательства, использование только разрешенных к применению терапевтических методов, медицинских технологий и лекарственных препаратов. На местные органы государственной власти возлагается контроль над качеством медико-социальной помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения.
-
Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 19 августа 1999 года гарантирует оказание наркозависимым бесплатной наркологической помощи в государственных лечебно-профилактических учреждениях, включающей обследование, консультирование диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. Для больных, добровольно обратившихся за помощью, предусматривает анонимность лечения. Для лечения наркомании и токсикомании закрепляет использование методов и средств, не запрещенных Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
-
Закон «О принудительном лечении больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией» от 9 декабря 1992 года устанавливает принудительное лечение только по решению суда применительно к больным наркоманией, нарушающих общественный порядок и создающих угрозу безопасности других людей.
-
Приказ Минздрава №39 «О мерах дальнейшего улучшения наркологической помощи населению республики» от 28 января 1998 года утверждает положение о наркологическом диспансере и участковом наркологе, его основные задачи и функции, проведение ежегодного анализа эффективности лечебной и профилактической помощи на основании статистической обработки официально утвержденных учетных документов.
-
Приказ Минздрава №278 «О порядке взятия на учет и наблюдения за лицами, допускающими немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, больных наркоманией и токсикоманией» от 15 июля 2005 года определяет сроки диспансерного учета, периодичность осмотров больных и лиц из группы профилактического учета.
-
Приказом Минздрава №433 от 12 октября 2006 года утверждены стандарты диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации наркологических больных. В стандартах перечислены диагностические процедуры, лабораторные исследования, методы лечения в зависимости от этапа заболевания и вида психоактивного вещества. Стандарты медико-социальной реабилитации включают этапы лечебно-реабилитационного процесса, критерии оценки эффективности реабилитационной работы, показания к амбулаторной и стационарной медико-социальной реабилитации, а также требования к специалистам, работающим в программе медико-социальной реабилитации. Для мониторинга эффективности программы медико-социальной реабилитации в приложении к Стандартам имеется разработанная анкета. Анкета включает такие признаки пациента, как пол, возраст, уровень реабилитационного потенциала. Она содержит сведения об условиях проведения, продолжительности, завершенных этапах реабилитации, перечень медицинских услуг, видов терапии, используемых направлений и методов психотерапии, данные о продолжительности ремиссии после прохождения программы.
-
Приказ Минздрава №403 «О совершенствовании наркологической помощи населению» от 8 сентября 2008 года предусматривает организацию отделений медико-социальной реабилитации во всех наркологических диспансерах, имеющих стационары, а также наркологических больницах, внедрение программ амбулаторной реабилитации наркологических больных, проведение медико-социальной реабилитации в специализированных лечебно-профилактических учреждениях для принудительного лечения. Вводит штаты психотерапевтов, клинических психологов и социальных работников. Утверждает инструкцию по оценке эффективности деятельности наркологических учреждений и форму годового отчета о медико-социальной реабилитации.
-
другие нормативно-правовые акты.
Для получения развёрнутой информации по данному вопросу рекомендуется обратиться в Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.
-
- Ташкентская область: Республиканский наркологический центр
- г.Ташкент: Городской наркологический диспансер
- г.Ташкент: Городская наркологическая больница для принудительного лечения
- Андижанская область: Психоневрологический диспансер
- Бухарская область: Областной наркологический диспансер
- Джизакская область: Областной наркологический диспансер
- Кашкадарьинская область: Областной наркологический диспансер cо стационаром
- Навоийская область: Областной наркологический диспансер
- Самаркандская область: Областной наркологический диспансер cо стационаром
- Наманганская область: Областной наркологический диспансер
- Сурхандарьинская область: Областной наркологический диспансер
- Сурхандарьинская область, Сариасийский район: Специализированное лечебно-профилактическое учреждение для наркологических больных
- Сырдарьинская область: Областной наркологический диспансер
- Ташкентская область: Областной наркологический диспансер
- Ферганская область: Областной наркологический диспансер
- Ферганская область: Городской наркологический диспансер
- Ферганская область: Городской наркологический диспансер
- Хорезмская область: Областной наркологический диспансер
- Республика Каракалпакстан: Республиканский психоневрологический диспансер №2